Харьковский метрополитен представляет собой систему линий метро в городе. В распоряжении пассажиров три действующие линии, протяженность которых – 38,1 километр, и 29 станций.
Метрополитен Харькова является четвертым по длине линий после Киевского Петербургского и Московского. По количеству станций является вторым в Украине после Киевского. Цены на перевозку пассажиров самые низкие, если брать во внимание территорию бывшего СССР.
Общая информация
Введен в эксплуатацию в 1975 году 23 августа. В состав входят два действующих электродепо («Салтовское» и «Московское»). Владелец – коммунальное предприятие «Харьковский метрополитен», которое было создано в 2009 году из реорганизованного государственного предприятия.
В будние дни нагрузка на метрополитен составляет 800 тысяч пассажиров, иногда может достигать 1 миллиона.
Интервал движения поездов составляет 2-3 минуты в час-пик. Вечером интервал значительно увеличивается и равен 10-ти минутам.
Открывается метро в 5:30, закрывается в 24:00. На выход работает до 00:45.
Электропоезда составлены из пяти вагонов.
История создания
В 50-х – начале 60-х годов прошлого века в связи с увеличением населения, разрастанием строительства и невозможностью передвижения по поверхности с помощью общественного транспорта, правительство принимает решение открыть в Харькове метрополитен. Этому поспособствовало еще и расположение самого города, а также гористая местность и овраги на его территории.
В 1968 году недалеко от Южного вокзала закладывается первый ствол. Затем начинаются работы на станции «Советской» (ныне «Площадь Конституции»).
В 1969 году был создан первый перегонный тоннель между станциями «Проспект Гагарина» и «Площадь Конституции».
В августе того же года приступают к строительству станции «Центральный рынок».
Первый пробный поезд запустили в июле 1975 года.
Следует учесть, что строительство велось в усложненных условиях: несколько станций и перегонов построены в плывунах или обводненных грунтах, тоннели проложили под густонаселенными городскими кварталами и под двумя реками.
23 августа 1975 года Харьковский метрополитен перевез первых пассажиров, их число составляло 413 тысяч.
Дальнейшее строительство и развитие метрополитена в Харькове продолжалось вплоть до мая 1995 года, когда была открыта Алексеевская линия.
Первым начальником метрополитена стал Бессонов Н.Я., ныне действующий – Стаматин В.В.
Оплата проезда
Оплата проезда в Харьковском метрополитене со времен его открытия значительно изменилась. Начала это были пятикопеечные монеты, затем – 15-тикопеечные, далее – талоны, пластиковые жетоны, бумажные билеты с магнитной полосой. На данный момент заплатить за проезд можно, купив билет в автомате, цена которого составляет 3 гривны. А можно приобрести за 20 гривен карту-носитель, на которую можно класть от 1 до 500 гривен, и расплачиваться ею для прохода через турникет.