Самая первая линия метрополитена, протяженностью 3,6 м, была запущена в Лондоне, в 1863 году. Самые первые локомотивы Лондонского метро ходили на паровой тяге. В 1890 году, в Лондонском метро была открыта первая электрифицированная линия.
Вторым в мире метрополитеном стала надземная железная дорога, построенная в 1868 году в Нью-Йорке, позже она была заменена на «подземку». К концу 19 века, в Нью-Йорке эксплуатировалось уже много надземных железных дорог. А в 1904 году в городе была открыта первая подземная линия (Лексонгтон-Авеню).
В 1897 году в Бостоне открылась Тремонстритская подземка, освободив от трамваев самые оживленные улицы города.
На Европейском континенте, помимо Лондона, в начале ХХ века, короткие подземные линии строились и в других городах. Так в 1896 году была сдана в строй Будапештская подземка (3,7 км).
В 1900 году начала перевозить пассажиров первая электрифицированная линия Парижского метрополитена, в пуске которого самое непосредственное участие принимал русский инженер Розанов, который впоследствии стал основным разработчиком отечественного метрополитена. Входы и выходы Парижского метрополитена украшала надпись Metropolitain, немного позже — Metro.
В 1902 году открылся Берлинский U-Bahn (подземная железная дорога).