Строительство железных дорог в стране и развитие промышленности, в начале ХХ века, привело к резкому росту населения в Москве. В 1902 году в городе появились трамваи, а в 1907 году — окружная железная дорога, устранившая сбои с передвижением транзитных грузов. Все эти события только облегчали, но не решали проблему массовых перевозок и быстрого передвижения по городу.
В это время на суд московской общественности начали поступать проекты и интересные идеи, предлагавшие варианты внеуличных железных дорог. Самую широкую известность получил проект московского метрополитена инженеров П.И.Балинского и Е.К.Кнорре. Предлагалось три очереди строительства трассы метро, протяженностью 83 км (из них — 67 км эстакады), при этом, через Красную площадь предполагалось пустить поезда по эстакаде. Проект обсуждался в Московской Городской думе, но не был поддержан фабрикантами, владельцами трамваев и другими влиятельными представителями общественных кругов. Собственного опыта в строительстве подобных сооружений в стране не было, а отдавать миллионы рублей иностранцам они пожалели.
Перед Первой Мировой войной транспортный кризис в Москве еще более обострился, население которой достигло двухмиллионной отметки. В 1912 году в Городской Думе рассматривался проект трех линий метрополитена, сопряженных с линиями Московской железной дороги. Осуществлению проекта помешала Первая мировая война и последующие революционные события в стране.
В 1918 годы Москва вновь стала столицей страны. Проекты строительства метро продолжали поступать, в том числе и проекты зарубежных фирм. В одном из них, предлагалось соединить кольцевыми линиями все районы города. Но, из-за экономических трудностей в стране и отсутствия квалифицированных кадров, все они были отклонены.