Строительство первого пускового участка Новосибирского метрополитена, включающего в себя пять станций общей протяженностью 8,5 км растянулось на шесть с половиной лет. В конце декабря 1985 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию пусковой комплекс Новосибирского метрополитена. Но для пассажиров эта подземка открылась только в январе 1986 года.
Ввод этого участка кардинально изменил всю схему движения наземного транспорта в городе. Конечные остановки большинства маршрутов автобусов, троллейбусов и трамваев привязались к станциям метро. Крупные пересадочные узлы были созданы на станциях «Студенческой» в левобережной части и «Красный проспект» — в правобережной. Станцию «Речной вокзал» спроектировали в единый комплекс с платформой для остановки пригородных электропоездов, носящей такое же название.
Второй участок был сдан через два года. В последний день 1987 года открылось движение между «Сибирской» и станцией «Площадь Гарина-Михайловского» по Дзержинской линии. Сначала движение здесь обеспечивалось одним составом по левому тоннелю. В это время в экономике страны начались негативные процессы, но, несмотря на это, в Новосибирске продолжалось строительство метро. К середине 1991 года начал действовать еще один участок на левобережье: «Студенческая» — «Площадь Маркса», протяженность которого составляла 1,14 км.
Весной 1992 года были открыты станция «Гагаринская» и станция «Заельцовская». После этого первая очередь Новосибирского метрополитена была завершена. Длина путей в 2-путном исчислении составляла 12,07 км. Было обустроено десять станций. В первую очередь вошли метродепо «Ельцовское» и соединительная ветка протяженностью 1,8 км, а также инженерный корпус метрополитена.
После завершения строительства первой очереди метрополитен стал важнейшим звеном транспортной системы города.