В период массовой застройки в Свердловске в 60-е годы прошлого века в городе впервые встал вопрос о создании линий метрополитена. Территория городских застроек резко увеличивалась, вновь растущие районы требовали быстрой и надежной транспортной связи между собой, центом города и его существующими и создаваемыми промышленными предприятиями. Сбор необходимых сведений для постройки метро начался в 1967 году.
Этот вид внеуличного транспортного сообщения весьма недешев и требует тщательного планирования. Первые шесть пробных скважин были сделаны летом 1973 года там, где сегодня расположена станция метро «Динамо». Изучались геологические условия, прогнозировались пассажиропотоки, проектировались направления линий.
В ходе этих исследований в Свердловске были выявлены наиболее перспективные направления и спроектированы первые три линии подземки. Первая из них брала свое начало на площади Первой Пятилетки, затем под территорией «Уралмаша» направлялась к Проспекту Космонавтов, далее – к железнодорожному вокзалу, городскому пруду и на юг мимо главной городской площади и площади 1905 года. Вторая линия планировалась с востока на запад, а третья – с юго-западной окраины города к озеру Шарташ.