Первые проекты казанской подземки появились еще в 30-е годы прошлого столетия. Но Великая отечественная война помешала их осуществлению. Снова о метро заговорили только в 60-е годы, после начала массового жилищного строительства. Когда в 1979 году родился миллионный житель Казани, претензии столицы тогдашней Татарской автономной республики по поводу строительства «подземки» стали вполне обоснованными, потому что в то время метро могло быть построено только в «городах-миллионерах».
Но реальные сдвиги начались только с 1983 года. Маршрут построенной тогда первой ветки остался практически в неизменном виде, и сегодня тоже соединяет спальные районы Горок с центром города и северной промзоной, «захватив» еще Московский и Авиастроительный район. Строительные работы начались в 1988 году. Но уже в 1989-м закрытым Постановлением Совета Министров СССР было прекращено финансирование строительства метрополитенов по всей стране. А после событий 1991 года о казанском метрополитене можно было забыть.
Даже в 1995 году российское правительство не относило Казань к городам, достойным «подземки». Поэтому при составлении списка городов, в которых планировалось строительство метро, Казань в него не внесли.