Электропоезд постоянного тока ЭМ2И принято называть «концептуальным», так как концепция его создания должна была стать основой для последующих разработок в вагоностроении. В ходе проведения шумной рекламной кампании было обещано запустить в эксплуатацию 1 августа 2002 г. электропоезд «четвертого поколения». Он был частью проекта по созданию транспортной линии Москва-Аэропорт Домодедово с целью обеспечения ускоренной транспортировки пассажиров. Впервые в мировой практике применительно к ней использовалось сугубо грузовое слово «интермодальная».
В действительности ЭМ2И-001 – это усовершенствованный электропоезд ЭР2 первого поколения, с продленным при капитальном ремонте сроком службы. На нем установили новое оборудование, в которое входила новая кабина, пульт управления, сцепные устройства, тяговый и вспомогательные преобразователи, токоприемники, а также оборудование салонов.
Результаты проведенных испытаний показали, что по многим показателям электропоезд не соответствует заявленным характеристикам. Но, несмотря на это, в нарушение установленного порядка поезд запустили в эксплуатацию. Однако первые 2 года ЭМ2И-001 на линии практически не работал, а только ремонтировался и дорабатывался.