Строительство метрополитена обходится чрезвычайно дорого. На строительство 1 км тоннеля, открытым способом, затрачивается 1,4 млрд. руб., а закрытым способом — 2,2 млрд. руб.. Это очень внушительные суммы, и поэтому строительство метро бывает экономически оправдано только в крупных мегаполисах, с хорошо развитой промышленностью, в которых проживает около 1 млн. и более жителей.
Помимо экономических факторов, которые являются решающими при разработке проектов метро, учитываются еще следующие факторы:
— поддержка проекта Правительством;
— отношение общественных организаций и местных жителей;
— уровень развития производственных технологий;
— климатические условия;
— требования законодательства по защите окружающей среды.
Существует два способа строительства метро: открытый и закрытый. При открытом способе, тоннели и станции сооружаются на дне вырытых котлованов. На завершающем этапе строительства, все засыпается землей. К закрытому способу прибегают при необходимости строительства линий глубокого залегания, с целью сохранения ценных застроек или при неблагоприятной гидрогеологической обстановке.
Также имеет место смешанный способ строительства метро, когда станции создаются открытым способом, а тоннели — закрытым. В таких случаях не возникает необходимости временного перенесения коммуникаций. Так дешевле.