В 1863 году на карте единственного в мире на то время лондонского метро появилась первая станция — Metropoliten line, окончание строительства которой ознаменовало начало эпохи «метроцивилизации». За первые 20 лет своего существования старейшее метро мира «разрослось» до сегодняшней длины нашего минского метро — около 30 км. В конце XIX века идею строительства подземных железных дорог у англичан переняли венгры, французы, американцы и немцы.
На сегодняшний день метро в нескольких разновидностях — от «метрокаров» до «метротрамов» — существует на 5 континентах, в 79 странах мира и более чем в 200 городах планеты.
Самые старые: от Лондона до Парижа
Старейшим метро в мире является лондонская tube (англ. — «труба»). Кроме этого, сегодня подземка Лондона — одна из самых больших и запутанных в мире. Спроектированная в середине XIX века в качестве специального вида транспорта для разгрузки центральных улиц города от пробок и вездесущих пешеходов, в начале XX века tube превратилась в муравейник промышленных масштабов. Ежегодно лондонское метро перевозит более 1 млрд. жителей и гостей столицы Великобритании.
Из-за слишком больших размеров иногда лондонский метрополитен оказывается в курьезных, а то и странных ситуациях. Так, в 80-х годах XX века правительство страны решило провести «инвентаризацию» имеющихся станций метро. Исследование показало, что часть действующих станций имеет очень низкий пассажиропоток, часть станций находилась в аварийном состоянии из-за нехватки рабочей силы для их постоянного обслуживания. Тогда была организована «чистка» всего лондонского метро. В результате навсегда были закрыты более 20 станций, а действие нескольких линий было временно ограничено в связи с реконструкцией.
На 6 лет позже лондонского, в 1869 году, в Европе появился второй метрополитен — афинский. На протяжении почти 130 лет в столице Греции действовала всего одна линия метро с 23 станциями. В преддверии Олимпийских игр 2004 года афинская подземка была реконструирована, а к одинокой линии добавились еще две. Любопытно, что весь период метростроя в столице Греции связан с постоянными археологическими находками. Практически все ценности, найденные во время строительных работ, сегодня выставлены на всеобщее обозрение на нескольких станциях метро Афин.
Третьим по старшинству и первым в Новом Свете является метрополитен Чикаго, открытый в 1892 году. Сегодня чикагский «сабвей» — один из самых загруженных в мире.
За несколько лет до начала XX века метрополитены также появились в Будапеште, Глазго и Стамбуле. А вот берлинский метрополитен — одна из самых развитых метросетей мира — был открыт на два года позже, чем парижский. Свое метро столица Франции, получила в 1900 году в связи с открытием Парижской Всемирной выставки (кстати, 11-ю годами ранее Всемирная выставка «подарила» городу Эйфелеву башню). Одна из главных особенностей парижского метро — короткие перегоны между станциями — в среднем порядка 500 метров. Кроме этого, метро Парижа также входит в десятку самых запутанных метрополитенов мира с избыточными станциями и «запущенными» вестибюлями.
Самые молодые: от Казани до Дубая
Одними из самых молодых метрополитенов мира, проекты которых были сданы в эксплуатацию в первом десятилетии XXI века, считаются подземки Копенгагена, Севильи, Пальма-де-Майорки, Казани, Турина, Дели, Тегерана, Бангкока, Бразилиа и Дубая. Большинство новых метрополитенов строится по принципу интеграции с другими видами общественного транспорта мегаполисов, а также в соответствии с географическими особенностями расположения городов. Так, часть новых метро представляет собой не что иное, как линии «легкого» метро, проложенного не под землей, а над ней. Некоторые метрополитены совмещены с системой железнодорожного транспорта, а некоторые — с трамвайными линиями.
Так, казанский метрополитен сегодня гордо носит звание первого метро, построенного в современной России после распада СССР. А учитывая тот факт, что идея о строительстве метро в Казани была поднята еще в середине 30-х годов XX века, то к уже упомянутому званию можно прибавить еще одно — самого долго строящегося в мире. Кроме этого, казанский метрополитен — один из самых коротких на планете. Его протяженность — всего 8,4 км при эксплуатируемых 6 станциях.
А вот делийский метрополитен сегодня — самый быстро строящийся из недавно открытых. С момента сдачи первой его линии в 2002 году было построено более 70 км метролиний.
Метро столицы Ирана — одно из самых «дорогих» в мире. По предварительным подсчетам, к моменту открытия первых двух линий тегеранского метрополитена в 2000 году на его строительство было потрачено более $1 млрд. Что примечательно, до момента своей коммерческой эксплуатации тегеранский метрополитен использовался местными властями в качестве бункера на случай военных действий (1999 — 2000 гг.).
Посоревноваться в цене с тегеранским метро, построенным на деньги государственных властей, может разве что самый молодой метрополитен мира — дубайский. Дубайское метро сегодня — самая длинная автоматизированная «подземка» в мире. Первая 52-километровая линия элитного метро, построенного, в отличие от других метрополитенов на планете, на деньги частных инвесторов, работает при использовании минимальных человеческих ресурсов. В вагонах метро Дубая, рассчитанного в первую очередь на туристические поездки с обзорными экскурсиями по столице эмирата, есть специальные «золотые» места для особо обеспеченных граждан. Кроме этого, дубайская система метро — единственный случай среди метрополитенов мира, где стоимость проезда в одном составе отличается по различным признакам для отдельных групп граждан.
А вот «легкое» метро столицы Балеарских островов Пальма-де-Майорки, открытое в 2007 году, является самым узким в мире — ширина колеи составляет всего 1000 мм.
Самые оригинальные и опасные: от Стокгольма до Пхеньяна
Метро — это не только удобно, но и красиво. В некоторых городах мира посещение отдельных станций метрополитена является обязательным пунктом экскурсионной программы. Одним из самых оригинальных метро мира можно с уверенностью назвать стокгольмскую подземку. Неофициально ее называют «самой длинной художественной галереей в мире». Открытые в 1950 году центральные станции метро Стокгольма имеют весьма необычный антураж — некоторые из них представляют собой прорубленные тоннели с нетронутыми горными породами в стенах. А часть — реальные художественные галереи со специальным освещением и выставками картин и работ современных художников, скульпторов и дизайнеров.
Всем известными произведениями искусства также являются некоторые станции московского метрополитена. Более 30 из них признаны объектами культурного наследия ЮНЕСКО. Центральные станции московского метро, включая наземные вестибюли, являются памятниками архитектуры эпохи соцреализма и сталинского ампира. Кроме этого, сегодня в метро Москвы ведется активная работа по популяризации иных культурных стилей и объектов через специальные акции. Так, с недавнего времени в московском метрополитене курсируют художественно оформленные составы «Акварель» и «Читающая Москва». Кстати, именно московское метро считается одним из самых загадочных в мире. Многие исследователи и заинтересованные лица описывают различные факты из истории существования столичной подземки. Так, считается, что более 50 проектируемых станций московского метро так и не были открыты по разным причинам, якобы сейчас они находятся в замороженном состоянии. О существовании же правительственного метро под кодовым названием «Метро-2» и вовсе написаны целые книги.
Если не учитывать художественной ценности отдельных метрополитенов мира, то среди оригинальных подземок можно отметить, например, мадридское метро — единственное, имеющее две кольцевые линии. Самым «бесполезным» метро мира считается часть софийского метрополитена: официально недостроенными станциями-«призраками» признаны три объекта при общем количестве станций в 14 штук. Правительство Болгарии, опасаясь недостаточного финансирования открытого в 1998 году метрополитена, заморозило строительство этих станций, к 2010 году практически прекратив проект их возрождения.
А вот метро Барселоны считается основоположником одного из методов распределения пассажиропотоков. В 1930-х годах испанские инженеры спроектировали часть станций барселонского метрополитена следующим образом: станции имели три платформы — две береговые и одну островную. Впоследствии станции по «барселонскому» проекту были построены в Нью-Йорке, Токио, Париже.
Самым чистым метрополитеном Европы считается метро Варшавы. Самым глубоким — петербургский метрополитен. Самая же глубокая станция в мире находится в Киеве («Арсенальная», 105,3 м под землей).
Одними из самых грязных метрополитенов мира, без учета старейших и разветвленных систем Лондона, Парижа и Нью-Йорка, считаются метро Бухареста, Буэнос-Айреса, Каира и Пхеньяна. Примечательно, что единственный метрополитен Северной Кореи был открыт на год ранее, чем в Сеуле. В те годы увлеченные гонками не только вооружений, но и социальных успехов правительства обеих Корей стремились «переплюнуть» друг друга во всем. В том числе и в открытии метро. Большими трудами Северная Корея сделала это на один год раньше, чем соседка. По неофициальной информации, открытие убыточного и плохо обновляемого метрополитена в Пхеньяне стоило жизни сотням простых корейцев. Сегодня пхеньянский метрополитен является одним из самых «запущенных» и опасных в мире.
Метрополитены СССР и СНГ: от Москвы до Екатеринбурга
Как известно, метро в СССР «доставалось» только городам-«миллионникам». Бурно начатое в 20-х годах XX века строительство московского метро стало предметом зависти других городов, близких к миллионному населению. В 1955-м метро открылось в Санкт-Петербурге, а в 1960-м — в Киеве. В это время за резолюции партии о строительстве подземки негласную войну между собой начали Ереван, Ташкент, Нижний Новгород, Новосибирск, Ярославль и наш Минск. Одной из легенд минского метро является история о том, как правительство республики, намереваясь получить разрешение от Центрального комитета партии на проложение подземки, всеми силами пыталось «догнать» количество населения Минска до долгожданного миллиона. Специально для этого были разработаны документы по дополнительному привлечению молодежи из сельской местности страны.
В общей сложности за время своего существования СССР «подарил» метрополитены 15 городам: Москве, Санкт-Петербургу, Киеву, Баку, Харькову, Ташкенту, Еревану, Минску, Нижнему Новгороду, Новосибирску, Тбилиси, Самаре, Волгограду, Кривому Рогу и Екатеринбургу. По советским проектам были также построены метро в Софии, Варшаве и Пхеньяне.
Большинство метрополитенов, построенных в конце 80-х годов, а также в новый период истории СНГ, — одни из самых коротких в мире. Так, за право называться самыми маленькими сегодня спорят днепропетровское (7,8 км) — по километражу, и екатеринбургское метро (9,5 км) — по времени движения от певрой до последней станции. Интенсивность строительства некоторых подземок провинциальных городов современных России и Украины практически близка к нулю. Самым развивающимся и постоянно обновляющимся считается московский метрополитен, на карте которого ежегодно появляется до 3-5 станций.