Волгоградский метротрам представляет собой линию скоростного трамвая, протяженностью 13,5 км, на которой функционируют 19 станций. В центральной части города, часть трассы, длиной 3,3 км, проходит под землей, в соответствии со всеми стандартами метрополитена. Подземная часть трассы практически устраняет пересечения трамвайной линии с другими видами транспорта.
Ежедневный пассажиропоток составляет 136 тыс. чел., за год — 50 млн. чел.
В 70-е годы В Волгограде сложилась сложная обстановка с городским транспортом, который уже не справлялся с перевозкой 800-тысячного населения. О строительстве метрополитена не приходилось даже мечтать, так как метро в то время полагалось только городам-миллионерам. Выходом из критической ситуации стало принятие решения строить линию скоростного трамвая, сочетающую в себе преимущества обычного трамвая (низкая себестоимость и простота в эксплуатации) и метро (высокая скорость, надежность и комфортабельность).
После реконструкции наземного участка пути, включая остановки, и строительства «подземки», система скоростного трамвая была сдана в эксплуатацию 5 ноября 1984 года. Подземный участок линии метротрама, с тремя станциями, позволил миновать самые оживленные перекрестки городского центра.
На перспективу намечено продление линии, еще на 6 км, до Волгоградского государственного университета.